В мире логистики после пандемии: 3 глобальные тенденции

В мире логистики после пандемии: 3 глобальные тенденции

14.08.2020
В мире логистики после пандемии: 3 глобальные тенденции

Дроны, роботы, цифровизация, «Индустрия 4.0.» – всё это звучит, как анонс к фантастическому фильму. Мировые эксперты, представители логистических компаний, международных перевозчиков, авторы новостных порталов отрасли большое внимание уделяют актуальным вопросам игроков рынка. Каковы основные мировые тенденции? Международный рынок стремится к восстановлению понятного делового графика с учётом новых условий, продиктованных корона-кризисом.

Существует список актуальных тенденций, которые в зависимости от региона либо уже реализовываются в практической деятельности современных компаний-перевозчиков, либо учитываются при планировании бизнеса. Некоторые из них мы уже рассматривали в статье «Тренды логистики после пандемии». К примеру, падение спроса на покупку коммерческого транспорта может повлечь за собой повышение спроса на ремонт и сервисное обслуживание.

Европейская ассоциация производителей автомобилей АСЕА оценивает снижение продаж только в мае 2020 года на 44,4%. За первые 5 месяцев года продано на 36,7% меньше авто. Отмечается так же востребованность небольших аэропортов в Германии: благодаря сокращению числа авиаперевозок крупными перевозчиками в период ограничительных мер они оказались в выигрыше. По данным отчета Федерального управления грузовых перевозок BAG (Германия), глобальные поставки цепочек повреждены, так как кризис повлек за собой увеличение сроков доставки, затрат на авиаперевозки. Поэтому небольшие аэропорты, способные предложить более бюджетные перевозки, смогли увеличить спрос на 47,3% по состоянию на апрель 2020 года по сравнению с тем же периодом 2020 года (данные по Хан, Хунсрюк, Германия). Новости отдельных стран и регионов безусловно заслуживают внимания, но наибольший интерес с точки зрения построения прогнозов вызывают глобальные тенденции. Мировые тренды закладывают конкретные направления для кардинальных изменений в логистической отрасли.

Тенденция №1. Онлайн-покупки vs Оффлайн-торговля

Одна их самых главных мировых тенденций – это увеличение спроса на услуги и товары, которые можно заказать онлайн. Онлайн-заказы стали особо востребованы в период пандемии, к которой никто не был готов. При отсутствии возможности посещения супермаркета или офиса интернет стал единственным способом приобрести нужные товары или заказать услуги. Тенденция такова, что Интернет-торговля в «жизни после пандемии» приобретает новый акцент: заказы онлайн получают неоспоримые преимущества перед оффлайн-покупками. К примеру, существуют проекты, которые уже запустили виртуальные примерочные, в которых «примерить» одежду можно, не выходя из дома. Авторы статей на тему моды и прогнозов развития индустрии считают, что использование виртуальной реальности пока ново, но имеет шансы на активное развитие и распространение. Кроме того, особое место может занять автоматизация процессов производства одежды: отдельное место в списке трендов индустрии занимает автоматизация создания лекал одежды и др.процессов. В обозримом будущем, возможно, клиент сможет создать товар на свой вкус с использованием Интернет-технологий и распечатать его на 3-D принтере. На сегодняшний день в онлайн-пространстве можно найти практически всё. К примеру, если раньше на маркетплейсах можно было оформить только предзаказ автомобиля, сегодня уже его можно купить онлайн. Один из самых крупных маркетплейсов OZON предлагает около 14 брендов автомобилей для покупки онлайн.

Будет ли сделан отказ от оффлайн-торговли полностью, найдет ли отклик у потребителей и как скажется на спросе на перевозки внутри страны и за рубеж – пока сказать сложно. Однако необходимо учитывать все актуальные тенденции и следить за развитием событий.

Тенденция №2. Работать, не выходя из дома

Удалённая работа, как и онлайн-заказы товаров и услуг, из временной необходимости постепенно перерастает в привычку и даже стиль ведения бизнеса. В случае, если удалённая работа станет нормой, многим компаниям предстоит оптимизировать операционную деятельность и адаптировать сотрудников в соответствии с новыми условиями. Это касается так же организаций-перевозчиков, работа которых предполагает управление персоналом, находящихся в офисах, а также на складах, в автопарках, и т.д. По данным исследователей из Штуттгартского Института экономики труда (полное название - Stuttgarter Fraunhofer-Institut für Arbeitswirtschaft und Organisation und der Deutschen Gesellschaft für Personalführung), около 42% опрошенных могли бы вернуться к онлайн-работе после корона-кризиса, и столько же еще не уверены. При этом порядка 90% компаний имеют положительный опыт в реализации рабочего графика сотрудников онлайн. Из плюсов – экономия времени на дорогу, ресурсов для создания рабочих мест в офисе и др. Особо отмечается сохранение окружающей среды – еще один текущий тренд мира логистики. Считается, что для того, чтобы добраться до работы и в целом организовать рабочий день, уходит много ресурсов, и происходит разностороннее загрязнение окружающей среды.

Тенденция перехода уже ощутимо реализовывается на практике. Готов ли рынок логистики к полному переходу на удаленный режим работы? Возможно ли применение подобного подхода к экономии ресурсов для компаний-перевозчиков? На этот вопрос еще предстоит ответить.

Тенденция 3. Цифровизация и Индустрия 4.0

Глобальная цифровизация – это несопоримый мировой тренд, вызывающий дискуссии, поддержку и возражения экспертов и «простых» людей. Идея автоматизации и роботизации большинства процессов жизнедеятельности человека, с одной стороны, интригует, с другой стороны, - вызывает опасения. Исключение человека из событий человеческой жизни – один из основных и самых горячо обсуждаемых международных трендов.

Не отстаёт в списке самых фантастических веяний и «Индустрия 4.0» - так называемая 4-ая промышленная революция. Сам термин ввел автор книги «Технологии Четвертой промышленной революции» Клаус Шваб. Считается, что она меняет не только принципы производства, но и отношения между людьми и само понимание того, что значит быть человеком. По данным РБК, согласно прогнозу McKinsey, 400 миллионов чел.к 2030 году потеряют работу из-за того, что их функции будут выполняться роботами; 77% работников уже в ближайшее время должны будут получать новые умения и навыки. Автоматизация, искусственный интеллект в обозримом будущем могут заменить человека. Сбудутся ли кажущиеся фантастическими подобные прогнозы, покажет время. Однако концепция «Индустрия 4.0» активно обсуждается в различных бизнес-сферах, и её отдельные элементы уже реализовываются на практике.

К примеру, роботы уже становятся частью человеческой жизни. Так компания Sherpa Mobile Robotics занимается разработкой и продажей коллаборативных роботов для логистики и производства. Они используются для загрузки производственных линий, сортировки и отбора товаров и даже заменяют некоторые ручные операции. Компания производит так же других роботов – для контейнерных перевозок, в частности, транспортировки поддонов. Отмечается, что они призваны оптимизировать процессы.

Компания IVALUA исследовала вопрос о восстановлении цепочек поставок, нарушенных в результате пандемии. Ян-Хендрик Зон, региональный директор DACG & CEE, видит 5 отправных точек для своевременной адаптации к условиям после пандемии. Основные их них – создание прозрачных условий сотрудничества и обмен данными в цифровом формате. Фундаментом он считает оцифровку всех процессов.

Похожего мнения придерживаются так же специалисты сервисной и консалтинговой компании Tata Consultancy Services (TCS). Они сделали подборку пяти основных проблем, которые сегодня беспокоят клиентов, и предложили решения для преодоления кризиса. Наряду с заботой о здоровье сотрудников, в основном советы касаются цифровизации бизнеса и реализации принципов, описанных в концепции «Индустрия 4.0». Эксперты так же считают, что одним из трендов будущего после кризиса является появление новой базовой модели продажи услуг для производственных компаний: продаваться будут услуги, а не товары. Клиент при этом платит не за готовый продукт, а за фактическое время использования, потребления или изготовления продукта.

Беспилотные «курьеры» - модный тренд

В заключение отметим еще одну интересную особенность рынка логистики в эпоху цифровизации: доставка грузов дронами. В России доставка роботами по воздуху пока только тестируется. Многие представители отрасли пока скептически относятся к тому, что доставка дронами будет развиваться. Тем временем, планируется создать дрон грузоподъемностью до 500 кг. В Исландии такая необычная для клиентов доставка уже практикуется: посылку можно забрать на лужайке у дома или на заднем дворе. После тщательной проработки совместно с Исландским транспортным управлением, компания Flytrex может охватить почти половину города Рейкьявик, а не только ограниченный список адресов. А вот известный производитель автомобилей AUDI использует дроны для локализации авто: летательные аппараты делают «рейды» над производственным площадками, определяют машины, готовые к транспортировке. В этом дронам помогают специальные чипы, встроенные в машины.


Возврат к списку


Prime Logistics – Доставка грузов из Китая © 2020 Moscow