Как изменится логистика в 2020 году?
Друзья, пандемия — медленно, но верно — идёт на спад. Страны просыпаются, производства оживают, границы открываются. Увы, но в то же время до окончания коронакризиса пока далеко: мировое сообщество и экономика были фатально угнетены, и для восстановления теперь придётся пройти через кардинальные перевороты в подходах управления, оснащения, коммуникации и прочего.
Но мы твёрдо уверены, что любой кризис — это новые возможности. И чем кризис глобальнее, тем возможности шире. Поэтому сегодня мы делимся наблюдениями о трансформации общества и индустрий под действием происходящих событий и о потенциалах, заложенных в данных трансформациях.
Последние десятилетия мир уверенно двигался к диджитализации. Однако, несмотря на технологические прорывы, упрощение и ускорение методов обмена информацией, развитие искусственного интеллекта, человечеству не хватало толчка для радикальной интеграции диджитал-инструментов в повседневную жизнь и бизнес-процессы. Кризис 2020 поставил мир в условия, при которых все наработки были экстренно внедрены, началась перестройка общество для перехода в онлайн. С одной стороны, ко многому мы были не готовы и морально, и технически. Но пандемия помогла выявить все слабые места и научиться оперативно решать возникающие трудности.
Буквально за пару месяцев мы адаптировались и подготовились к глубинному погружению в эру digital:
- Бизнес-процессы, обучение и индустрия развлечений были успешно перенесены в сетевое пространство;
- Снизился уровень потребления товаров, не входящих в FMCG;
- Произошла роботизация большинства индустрий;
- Возрос уровень социальной ответственности граждан, значимости социальной дистанции и здорового образа жизни;
- Мощности инновационных технологий были резко перефокусированы в медицину и генную инженерию;
- Личные физические контакты свелись к минимуму.
Рассмотрим подробнее трансформацию человеческого сознания и отражение в логистике.
Пройдя через пандемию, вынужденную самоизоляцию для человека, как единицы общества, изменился ряд парадигм жизни. Психика человека сейчас становится более лабильной. При возникновении трудностей сознание проще справляется со стрессом и гораздо быстрее находит возможные выходы из ситуаций. Если первоначально это относилось к изоляции человека от привычных сфер услуг, то с течением карантинного времени новоприобретённые навыки начали перенаправляться на поиск возможностей увеличения дохода.
Таким образом, во втором-третьем кварталах 2020 года ожидается рост уровня самозанятых граждан; малый бизнес, находящийся в кризисном положении на данный момент, ожидает мощный скачок за счёт перенаправления возможностей граждан на поиск новых источников дохода.
Сфера услуг сейчас находится в максимально нестабильном положении, соответственно, ожидается рост товарной сферы. Но в то же время покупательские способности граждан снижены, в виду чего меняется формат спроса-предложения и способов организации малого бизнеса.
Наиболее актуальным становится аккумуляция накоплений для обеспечения предложения.
Растёт востребованность дропшиппинга и сборных грузов.
Ожидается повышение спроса на следующие категории товарных групп:
- Запчасти для техники, ТС - компании снижают расходы на закупку нового оборудования, отдавая предпочтение содержанию действующего оборудования в рабочем состоянии;
- Товары группы FMCG;
- Стройматериалы - близится начало строительного сезона;
- Группы товаров бьюти-индустрии с перенаправлением фокуса с B2B на B2C;
- Нелекарственные средства укрепления здоровья (в т.ч. спортинвентарь для домашних занятий, БАДы и проч.).
Минимальный спрос ожидается на следующие категории товарных групп:
- Мелкая бытовая техника и гаджеты;
- Товары для организации и поддержания ресторанного бизнеса;
- Товары для организации и поддержания индустрии развлечений;
- Группы товаров бьюти-индустрии с фокусом на B2B.
Таким образом, ключевые перемены малого бизнеса заключаются в перефокусировке от сферы услуг к товарной модели с перераспределением спроса на группы товаров.
Средний и крупный бизнес ожидают следующие трансформации:
- Карантинное истощение мощностей импорта-экспорта заменяется развитием внутреннего рынка;
- Ассортимент товаров вытесняется ассортиментом и качеством клиентского сервиса;
- Компании объединяются для создания новых уникальных комплексных продуктов и усиления мощностей.
В логистике же заметны следующие перемены:
- Морским перевозкам отдаётся всё меньше предпочтения в связи со сложностями соблюдения карантинных мер на транспорте. Перевозчики всё больше склоняются к использованию наземных видов транспорта.
- Кроме того, кризис влечёт за собой «вымирание» на рынке небольших транспортных компаний и компаний-однодневок.
- Логисты, как и другие индустрии, начинают объединяться в альянсы, укрепляя тем самым свои позиции на рынке.
- Из-за снижения скорости прохождения таможни в виду карантинных мер, всё большее значения играют современные IT-решения, таким как, например, предварительное электронное декларирование груза.
А по прогнозам генерального директора ООО «Прайм Логистикс» Валерия Киселёва, в связи с открытием в России непродуктовой розницы объём грузоперевозок может вырасти до 30% уже в июне.