Друзья, пандемия — медленно, но верно — идёт на спад. Страны просыпаются, производства оживают, границы открываются. Увы, но в то же время до окончания коронакризиса пока далеко: мировое сообщество и экономика были фатально угнетены, и для восстановления теперь придётся пройти через кардинальные перевороты в подходах управления, оснащения, коммуникации и прочего.
Но мы твёрдо уверены, что любой кризис — это новые возможности. И чем кризис глобальнее, тем возможности шире. Поэтому сегодня мы делимся наблюдениями о трансформации общества и индустрий под действием происходящих событий и о потенциалах, заложенных в данных трансформациях.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
Последние десятилетия мир уверенно двигался к диджитализации. Однако, несмотря на технологические прорывы, упрощение и ускорение методов обмена информацией, развитие искусственного интеллекта, человечеству не хватало толчка для радикальной интеграции диджитал-инструментов в повседневную жизнь и бизнес-процессы. Кризис 2020 поставил мир в условия, при которых все наработки были экстренно внедрены, началась перестройка общество для перехода в онлайн. С одной стороны, ко многому мы были не готовы и морально, и технически. Но пандемия помогла выявить все слабые места и научиться оперативно решать возникающие трудности.
Буквально за пару месяцев мы адаптировались и подготовились к глубинному погружению в эру digital:
Бизнес-процессы, обучение и индустрия развлечений были успешно перенесены в сетевое пространство;
Снизился уровень потребления товаров, не входящих в FMCG;
Произошла роботизация большинства индустрий;
Возрос уровень социальной ответственности граждан, значимости социальной дистанции и здорового образа жизни;
Мощности инновационных технологий были резко перефокусированы в медицину и генную инженерию;
Личные физические контакты свелись к минимуму.
Рассмотрим подробнее трансформацию человеческого сознания и отражение в логистике.
Пройдя через пандемию, вынужденную самоизоляцию для человека, как единицы общества, изменился ряд парадигм жизни. Психика человека сейчас становится более лабильной. При возникновении трудностей сознание проще справляется со стрессом и гораздо быстрее находит возможные выходы из ситуаций. Если первоначально это относилось к изоляции человека от привычных сфер услуг, то с течением карантинного времени новоприобретённые навыки начали перенаправляться на поиск возможностей увеличения дохода.
Таким образом, во втором-третьем кварталах 2020 года ожидается рост уровня самозанятых граждан; малый бизнес, находящийся в кризисном положении на данный момент, ожидает мощный скачок за счёт перенаправления возможностей граждан на поиск новых источников дохода.
Сфера услуг сейчас находится в максимально нестабильном положении, соответственно, ожидается рост товарной сферы. Но в то же время покупательские способности граждан снижены, в виду чего меняется формат спроса-предложения и способов организации малого бизнеса.
Наиболее актуальным становится аккумуляция накоплений для обеспечения предложения.
Растёт востребованность дропшиппинга и сборных грузов.
Ожидается повышение спроса на следующие категории товарных групп:
Запчасти для техники, ТС - компании снижают расходы на закупку нового оборудования, отдавая предпочтение содержанию действующего оборудования в рабочем состоянии;
Товары группы FMCG;
Стройматериалы - близится начало строительного сезона;
Группы товаров бьюти-индустрии с перенаправлением фокуса с B2B на B2C;
Нелекарственные средства укрепления здоровья (в т.ч. спортинвентарь для домашних занятий, БАДы и проч.).
Минимальный спрос ожидается на следующие категории товарных групп:
Мелкая бытовая техника и гаджеты;
Товары для организации и поддержания ресторанного бизнеса;
Товары для организации и поддержания индустрии развлечений;
Группы товаров бьюти-индустрии с фокусом на B2B.
Таким образом, ключевые перемены малого бизнеса заключаются в перефокусировке от сферы услуг к товарной модели с перераспределением спроса на группы товаров.
Средний и крупный бизнес ожидают следующие трансформации:
Карантинное истощение мощностей импорта-экспорта заменяется развитием внутреннего рынка;
Ассортимент товаров вытесняется ассортиментом и качеством клиентского сервиса;
Компании объединяются для создания новых уникальных комплексных продуктов и усиления мощностей.
В логистике же заметны следующие перемены:
Морским перевозкам отдаётся всё меньше предпочтения в связи со сложностями соблюдения карантинных мер на транспорте. Это влечёт за собой ряд последствий:
Из-за перечисленных трудностей перевозчики всё больше склоняются к использованию наземных видов транспорта.
Кроме того, кризис влечёт за собой “вымирание” на рынке небольших транспортных компаний и компаний-однодневок.
Логисты, как и другие индустрии, начинают объединяться в альянсы, укрепляя тем самым свои позиции на рынке.
Из-за снижения скорости прохождения таможни в виду карантинных мер, всё большее значения играют современные IT-решения, таким как, например, предварительное электронное декларирование груза.
А по прогнозам генерального директора ООО “Прайм Логистикс”, Валерия Киселёва, в связи с открытием в России непродуктовой розницы объём грузоперевозок может вырасти до 30% уже в июне.