Логистика в широком понимании – это методология управления материально-техническими ресурсами на предприятии. Видов логистики немало: складская, транспортная, информационная, финансовая и пр. Но чаще речь идёт о транспортной логистике, с помощью которой регулируются процессы доставки грузов.
В этом случае основополагающая задача – снижение транспортных затрат с сохранением качества поставок. И сегодня поговорим об оптимизации логистических расходов и формировании стоимости грузовых перевозок.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
Для компаний-производителей продукции с собственной доставкой оптимизация в логистике – доминирующая задача. Для холдингов с большим количеством потребителей и производителей вопрос встаёт остро: с ростом диверсификации рынка сбыта и масштабов бизнеса растёт и весомость фактора снижения транспортных издержек.
Виды расходов при доставке товаров и сырья:
Транспортировка и погрузочно-разгрузочные работы;
Содержание и ремонт транспорта;
Топливо;
Оплата труда работников (экспедиторов, водителей, мастеров авторемонта);
Таможенные платежи;
Проезд по платным автомобильным дорогам.
При постоянном бесконтрольном росте перечисленных издержек необходимы анализ и корректировка текущей логистической стратегии. Оптимизация расходов на транспортировку требует постоянного контроля и учёта. При этом плодотворность оптимизации не в уменьшении расходов на оплату топлива, зарплаты водителям или отладка транспорта, но в рационализации распределения ресурсов с улучшением результатов.
Работа по оптимизации логистических бизнес-процессов начинается с интеллектуального анализа данных. Эти методы помогают выявить факторы снижения эффективности перевозок: стоимость топлива, спрос на перевозки в конкретном регионе, выбор типа транспортных средств, время доставки и пр. Интеллектуальный анализ помогает преобразовать полученную информацию в действующие бизнес-предложения.
Далее говорим о самых действенных путях сокращения логистических затрат.
Величина транспортных издержек коррелирует с выбором видов транспорта. Морские и речные перевозки выгодны при доставке больших партий груза без жёстких ограничений во времени. Автомобили подходят для доставки относительно небольших партий груза на малые и средние расстояния (актуально для FMCG). Авиаперевозки – высокоскоростной, но дорогой в себестоимости вид доставки; подходит быстро-портящейся продукции, для образцов и дорогостоящей электроники и пр.
Наиболее выгодный распространенный метод перевозки – мультимодальный, т.е. с применением нескольких видов транспорта в пакете единой услуги: к примеру, груз идёт морем в порт, а после доставляется на склад автомобильным или железнодорожным транспортом. При этом оптимизация логистики – в расчёте актуального маршрута и способа перевозки с учётом сроков, объёма партии и других факторов.
Значение играет и грузоподъёмность транспортного средства: разграничение грузопотоков снижает расходы на горюче-смазочные материалы.
Для сокращения транспортных издержек снижают количество порожних пробегов и простоев транспорта. При стыковке и перевалке грузов часто возникают проблемы, например – необоснованные задержки. План работы состоит в том, чтобы выполнять собственными силами как можно больше заказов и использовать при этом как можно меньше транспорта.
По подсчётам экспертов топливные расходы занимают до пятидесяти процентов себестоимости перевозок. При этом часто расход топлива необоснован: увеличение расходов связывают с использованием транспорта водителями в личных целях, сливом топлива и пр. Повышаем контроль над расходом топлива – понижаем издержки.
Онлайн-мониторинг даёт возможность оперативно реагировать на форс-мажорные обстоятельства: срывы поставок, нарушения графика работ, простои и пр.
Кросс-докинг увеличивает продуктивность цепи поставок. Услуга заключается в прямой доставке производитель - заказчик без временного размещения товара на складе. Склад выступает в роли распределительного центра без продолжительных задержек груза. Кросс-докинг нивелирует расходы на складские услуги и снизить сроки доставки.
Компании с развитой логистической структурой оптимизируют маршруты с помощью профессионального ПО. Преимущества использования ПО:
Увеличение скорости обработки заявок на перевозку товаров;
Подбор свободного транспорта из автопарка;
Автоматизация заполнения договоров, накладных и прочей товаросопроводительной документации;
Автоматизация расчёта стоимости доставки.
В систему вносится информация о точках доставки, особенности и ограничения ТС: наличие дополнительного оборудования (рефрижераторные установки, гидроборты и пр.), разрешения на проезд в специальные зоны (центры мегаполисов, закрытые города и пр.) В дальнейшем система учитывает заданные параметры при планировании грузоперевозок.
Покупка и содержание большого количества грузовых автомобилей предполагает расходы: необходимы регулярные техосмотры и обслуживание ТС. Важно проанализировать и оценить возможности компании в вопросе содержания собственного автопарка. Передача грузоперевозок на аутсорсинг может оказаться более выгодным мероприятием, не случайно популярность 3PL логистики неизменно растёт.
Профилактика ТС стоит дешевле ремонта. Своевременное планирование ТО, контроль пробега и соблюдение правил эксплуатации ТС снижает затраты на обслуживание транспорта.
Комбинирование перечисленных инструментов оптимизации в комплексе ведёт к ощутимому снижению затрат на логистику. Особое внимание следует уделить внедрению автоматизированных систем анализа и учёта транспортной логистики.