Оптимизация логистических затрат: кэш пулинг
Сегодня набирает мировые масштабы “шеринг-экономика” (экономика совместного потребления, экономика деления). Суть этого явления заключается в коллективном использовании услуг и товаров – eBay, BlaBlaCar, AliExpress и прочее. Желание оптимизировать финансовые издержки привело предпринимателей к выводу: необязательно владеть чем-либо, чтобы это использовать.

или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
Шеринг-экономика затронула и сферу логистики. Речь идет о разновидности сборной доставки, получившей название пулинг (pooling): группа обособленных производителей, работающих с одним заказчиком, снижает затраты на транспортировку груза путем консолидации доставки, совместного использования складских площадей и транспортных средств. Не стоит путать пулинг и кэш-пулинг: что это, расскажем дальше.
Финансовый менеджмент стал активно развиваться на американском рынке в конце 1970-х. Cash pooling – инструмент оптимизации управления денежными активами клиентов-владельцев нескольких счетов в одном банке одновременно. Остатки средств на подобных счетах объединяются на едином виртуальном мастер-счёте (cash concentration) либо расходуются компаниями раздельно. Так владельцам счетов удается увеличить ликвидность и снизить налоговые выплаты.
Cash pooling позволяет владельцам компании и филиалов открывать в одном банковском учреждении отдельные расходные счета. Банк видит все денежные переводы на счетах и обеспечивает их комплексное управление.
Средства на мастер-счёте могут размещаться в формате депозита: в таком случае банк выплачивает юрлицу фиксированный процент. Когда подразделения нуждаются в финансах, банковское учреждение привлекает средства из единого мастер-счёта. Эта процедура и получила название “материальный cash pooling”.
Эффективность cash pooling состоит в том, что фирмы одной группы в праве распоряжаться временно свободными средствами, находящимися на счетах других компаний. Это избавляет от потребности краткосрочного кредитования.
Пулинг как инструмент оптимизации логистических затрат появился на российском рынке в 2010-х, но не пользовался популярностью. Ситуация изменилась в 2018 году, когда схему начала использовать торговая сеть “Магнит”.
В распространении технологии пулинга сыграло роль развитие интернета. Pooling.me – виртуальная платформа, с помощью которой участники цепей поставок оптимизируют затраты на логистику и доставляют товары по LTL-стоимости вместо оплаты тарифа целой грузовой машины.
Схема pooling выгодна для торговых организаций, которые не хранят товар на складе длительное время: они ориентированы на перевозку небольших партий товаров нескольких поставщиков в удалённые районы.
С развитием цифровых технологий растёт открытость информации: у человека не остаётся секретов, его передвижения и действия “на виду". Однако в случае пулинга доступность информации решает важные вопросы и задачи. На сайте участникам логистических цепей поставок доступен план доставки в различные города и населённые пункты. Производители “делят” друг с другом место в грузовом автомобиле: вместо оплаты стоимости полу-заполненного грузовика одного поставщика каждый оплачивает только место собственного груза.
Особое внимание оптимизации логистики уделяют производители из сектора FMCG (быстро оборачиваемых потребительских товаров).
Преимущества пулинга:
-
оптимизация затрат на логистику, сокращение издержек;
-
отсутствие простоя товаров на складе (регулярные перевозки);
-
транспортные компании не тратят времени и сил на поиск клиентов для заполнения автомобилей и концентрируются на самом процессе перевозки;
-
благодаря использованию технологии пулинг транспортные компании повышают ключевые показатели эффективности (процент своевременных доставок, ускорение погрузки-разгрузки).
В конечном итоге, использование технологии пулинг снижает негативное влияние автомобилей на экологию. В рейсы выходит меньше транспортных средств – сокращается потребление топлива и выброс в атмосферу углекислого газа.
Как пулинг помогает снизить затраты на логистику
Пулинг позволяет поставщикам сэкономить на доставке за счёт обеспечения прозрачности логистических процессов. Исключаются махинации транспортных компаний с тарифом LTL: заказчик видит, если автомобиль и так едет загруженным по полной.
При консолидации грузов нескольких производителей в одном транспортном средстве клиент платит со скидкой, а то и вовсе по тарифу FTL (даже при минимальной партии груза).
Крупнейший онлайн-ресурс пулинга в России – Pooling.me. За границей технология используется поставщиками больше десяти лет. В нашей стране система pooling только начинает набирать обороты.
Pooling сокращает транзитное время доставки. Транзитные сроки снижаются за счёт того уменьшения перевалочных пунктов на маршруте. В случае стандартных сборных перевозок товары много времени простаивают на складе консолидации, затем – на региональных складах, после чего попадают в распределительный центр. Схема pooling предполагает, что грузы отправляются в распределительный центра сразу после консолидации на складе.
Pooling позволяет сокращать транзитные сроки на десять процентов и отказаться от минимального уровня отгрузки: ограничения по весу чреваты снижением продаж и повышением издержек на складские услуги. При классической доставке чем меньше партия, тем выше цена транспортировки за 1 паллету. Поэтому поставщики вынуждены устанавливать минимально допустимый объём партии. Пулинг исключает этот вынужденный шаг: стоимость перевозки не зависит от объёма партии.
В крупных FMCG сетях оборачиваемость товаров с короткими сроками годности довольно высокая. При этом не все производители готовы отправлять такие виды товара часто: для них это нерентабельно. Данную проблему решает пулинг.
Розничной сети на старте деятельности сложно договориться с поставщиками о частых поставках и отказе от минимального объёма партии. Производители сначала должны удостовериться, что частая отправка небольших партий груза будет для них выгодна и безопасна. Розничная сеть вынуждена сотрудничать с большим количеством производителей на достаточном количестве направлений. В этом случае только пулинг способен оптимизировать издержки на логистику.