Ущерб мирового экономического кризиса COVID-19 ещё предстоит подсчитывать годами, но результаты относительно ситуации логистики в нашей стране уже сформировались. Кривая рентабельности транспортных компаний с начала 2020 года резко пошла на спад, логистические предприятия не способны индексировать тарифы даже на уровне инфляции – в кризисной ситуации это становится катастрофическим для спроса. Издержки транспортников постоянно растут – тенденция, которая началась задолго до пандемии.
Только за последние годы стоимость топлива поднялась в пределах 40%, а тарифы на услуги логистических операторов под давлением конкуренции скомпенсировали всего 5%. Добавился и рост цен на арендные и коммунальные платежи: инфляция подтолкнула собственников складской недвижимости поднять арендные ставки. Конечный потребитель услуг транспортных служб в условиях спада экономики и массового снижения доходов не готов оплачивать аппетиты собственников недвижимости. По этой причине растут издержки логистических провайдеров, падает без того заниженная рентабельность, а количество свободных складских площадей продолжает увеличиваться.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
Ситуация ещё больше усугубляется усилением налоговой нагрузки и удорожанием импорта из-за ослабления рубля. В подобных условиях удержаться на рынке смогли те транспортные предприятия, что правильно оптимизировали расходы, максимально увеличили продуктивность работы персонала, вовремя составили чёткий план и стратегию развития и чей запас прочности смог амортизировать снижение доходности. Стабильности содействует опыт давно работающих на российском рынке транспортных операторов. Преимущество «старых» компаний перед новообразованными фирмами заключается в стремлении потребителя логистических услуг в условиях кризиса заключать долгосрочные договора с надёжными, проверенными годами компаниями с полноценным спектром логистических услуг. Навыки и наличие профессиональных ресурсов позволили таким игрокам не только сохранить позиции, но и частично нарастить клиентскую базу за счёт оптимизации бизнес-процессов и учёта потребностей клиентов в непростое время.
Руководители компаний, что за десятки лет прошли через «тернии, огонь, воду и медные трубы», знают: бизнес как велосипед, если он не двигается, то падает. Поэтому пережить мировой кризис можно только одним способом – адаптироваться и стараться развиваться дальше, соответствовать требованиям времени, быть на острие и не довольствоваться оставшимися по инерции заказчиками, поскольку стагнация в работе приведет к окончательному краху. Внедрение мобильных приложений и онлайн-сервисов дают клиентам заказывать услуги и контролировать передвижение товара на собственном цифровом устройстве, а компаниям – оптимизировать тарифы и расходы, сокращать сроки доставки грузов, осваивать новые сегменты бизнеса. Словом, тактика «затаиться» в расчёте на окончание кризиса и волшебное возвращение дел к привычным докризисным положениям – прямая дорога к разорению.
Российский рынок грузоперевозок пережил кризис, стабилизировался и начал демонстрировать предпосылки роста. По прогнозам аналитиков ВЭБ, автомобильная логистика будет расти на 5-6% в год, достигнув объема в 1,3 трлн. рублей к началу 2025 года – это без учёта железнодорожных, морских и воздушных перевозок. Отметим любопытную тенденцию: сегмент перевозок полностью загруженным транспортным средством (FTL) будет расти в пределах 4% в год, а перевозка сборных грузов (LTL) покажет рост 10-11%. Такое перераспределение ролей в торговле обусловлено развитием электронных продаж и, частично, территориальным дроблением торговых сетей, что в комплексе подразумевает уменьшение физического объёма груза в рамках одной доставки. Объединение отправок несвязанных грузовладельцев снижает издержки и становится жизненно-важным и насущным фактором в кризисные периоды.
Развитие экономики и научно-технического прогресса стимулируют кризисы и войны: все крупные пассажирские и транспортные воздушные суда созданы на базе тяжелых бомбардировщиков, и оспаривать первичность последних нерационально. В логистической отрасли на наших глазах происходит процесс аналогичный – кризис коронавирусной пандемии подстегнул развитие сферы услуг транспортных компаний. Спад деловой активности привёл к снижению грузоперевозок, но рост спроса на товары интернет-магазинов затребовал качественно нового уровня работы. Потребность в бесконтактных адресных доставках door-to-door без посещения пунктов приёма и выдачи отправлений, внедрение мобильных приложений для заказов без общения заказчика с оператором, онлайн отслеживание путей перемещения грузов открыли новую страницу в логистике и свежий виток в развитии транспортных компаний.