Каждый владелец развивающегося бизнеса однажды задумывается о расширении на внешние рынки сбыта. Вступление в ряды участников ВЭД в России требует знаний правовых, таможенных, бухгалтерских основ и специфических нюансов. Регистрация субъекта ВЭД, открытие валютного счёта, поиск поставщиков за границей, управление логистикой – базовые, но не единственные задачи, требующие решения.
Для вступления в статус участника ВЭД команда Prime Logistics создали рекомендации и подробную инструкцию.
Статус участника внешнеэкономической деятельности, по сути, формальный: для получения статуса не требуется специальных лицензий, разрешений и пр. ВЭД подразумевает импорт или экспорт товаров, услуг и сырья, поэтому субъектами ВЭД выступают как производители, так и посредники и продавцы.
Право участия во внешнеэкономической деятельности доступно государственным структурам, юридическим и физическим лицам.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
ВЭД регламентируется таможенным законодательством РФ. На международный бизнес напрямую или косвенно влияет мировая военно-политическая ситуация. Сегодня российские бизнесмены сталкиваются с проблемами из-за санкций: рост цен на ввозимые товары и падение спроса вынуждает предпринимателей к установке минимальных наценок в убыток себе.
Распространённое решение – самостоятельный выход на заграничные рынки закупки и сбыта.
Для того, чтобы ВЭД стала не только продуктивной, но и законной, нужно тщательно освоить специфическую нормативную базу и, конечно же, регулярно отслеживать изменения в законодательстве.
Бухгалтер с опытом работы в области ВЭД, знаниями в сфере учёта операций в иностранной валюте;
Менеджеры по международной торговле для организации переговорного процесса с иностранными поставщиками и логистического процесса, поиска перспективных рынков сбыта, работы с клиентской базой, подготовки документации для международного контракта;
Таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению со знанием кодов ТН ВЭД и опытом составления таможенной декларации.
Штатных сотрудников также заменят услуги ВЭД аутсорсинга.
Значительное расширение рынка сбыта услуг, продукции;
Рост узнаваемости бренда в России и за пределами страны;
Внедрение в бизнес-процессы передовых иностранных технологий;
Заключение сделок с производителями продукции без посредников по наиболее выгодной цене;
Упрощение таможенных процедур по предъявлению карты УК ВЭД;
Привлечение иностранных инвестиций.
Аккредитация на таможне облегчит в дальнейший импорт или экспорт продукции за счёт владения учётной карты участника ВЭД, которая позволит упростить процедуру растаможки.
Получение карточки не обязательно для ввоза продукции в Россию. Однако за счёт упрощения процедуры растаможки карточка ускоряет весь процесс и отменяет необходимость предоставления полного комплекта документации при каждой поставке: достаточно предъявления карты УК ВЭД и бумаги по конкретной партии продукции.
Справки из банка о таможенных платежах и из отдела валютного контроля;
Заявление, поданное по месту государственной регистрации;
Свидетельства из налоговой инспекции;
Справки из правоохранительного блока таможни об отсутствии задолженностей;
Справки из Госкомстата;
Составленный бухгалтерский баланс за последний отчётный период;
Документы из банка об открытых счетах.
Важно учесть: каждый отдельный пункт ФТС владеет правом требования дополнительной документации, стоит заранее прояснить этот вопрос. Ксерокопии необходимой документации требуют нотариального заверения. Постановка на учёт УК ВЭД занимает в среднем пять суток с момента подачи заявки. Карта действительна в течение года. Для перерегистрации подаётся тот же набор бумаг с учётом изменений в законодательстве, если такие происходили за прошедший период.
В Вместо самостоятельного сбора и подачи документов можно также обратиться в юридическую компанию со специализацией на подобных услугах. Стоимость оформления УК ВЭД с юр-посредником в среднем $1000.
За консультацией по вопросам таможенного законодательства РФ можно обратиться напрямую к таможенникам: подобные консультации входят в лист их обязанностей.
На старте участия в международной торговле важен навык проверки добросовестности поставщика. Для этого требуется изучить репутацию, ценовую политику, ассортимент предполагаемого партнёра и условиями доставки (стоимость, сроки, гарантии). Для анализа качества продукции и ориентировки на заданный стандарт перед заключением сделки и приёмкой партии стоит заказать у нескольких производителей образцы товара.
Изучение спроса на услуги и товары позволит определить перспективы каналов сбыта. Уникальное коммерческое предложение позволит привлечь внимание к товару даже на перенасыщенном рынке. Также весомую роль играют инструменты маркетинга.
Детальный анализ опыта компаний на зарубежных торговых площадках;
Сотрудничество с ритейлерами с отлаженной поставкой продукции в торговые центры и магазины;
Открытие собственной дилерской сети;
Разработка франшизы с выгодными условиями для иностранных партнёров.
При поиске контрагентов важно учесть межнациональные экономические договоренности российского правительства с другими государствами.
После выявления надёжного контрагента следует обоюдное согласование каждого пункта международной сделки: условия покупки, расчёта и доставки заказа.
Условия доставки определяются согласно правилам Инкотермс, последние поправки приняты в 2020. В новой редакции увеличен размер страховой суммы – свыше 110% стоимости товарной партии. Также изменения коснулись правил выдачи морского коносамента и условий перевозки груза собственным транспортом.
Дополнительные детали оплаты и сделки, требующие согласования с партнёром:
сроки расчёта;
размер аванса и полная сумма заказа;
условия возврата аванса;
характеристики, наименование, вес, полное описание продукции;
детали маркировки и упаковки груза;
порядок извещения о местоположении груза;
способ подтверждения отправки груза;
список товаросопроводительной документации;
сроки действия договора.
Эти детали обезопасят нового участника ВЭД от ненужных проблем.
Грамотно разработанный контракт ВЭД учитывает мельчайшие детали соглашения, действующие нормы российского таможенного и валютного законодательства, чем нивелирует возможные риски.
Каждый контракт ВЭД разрабатывается в индивидуальном порядке, так как ни один шаблон не способен учесть особенности каждой конкретной сделки.
При выборе банка следует заранее проконсультироваться с менеджером банка на предмет возможных комиссий и платежей за обслуживание счёта субъекта ВЭД.
Банки выступают уполномоченными агентами валютного контроля: они проверяют порядок выполнения субъектами ВЭД требований федеральных законов. Действия банков регламентируют соответствующие законодательные акты и инструкции Центробанка
Контракты ВЭД на сумму свыше 3 000 000 ₽ для импорта и 6 000 000 ₽ для экспорта обязательны к постановке на учёт. Такому договору присваивается уникальный номер (УНК). Перед постановкой контракта на учёт стоит отправить документацию на дополнительную проверку банковскому клерку.
При оформлении первых партий груза эксперты советуют обратиться к помощи таможенного брокера. Отсутствие опыта при самостоятельной растаможке грозит административными штрафами вплоть до серьёзных убытков.
Таможенный брокер закрывает задачи по растаможке товара, субъект ВЭД только предоставляет пакет документов и информацию о грузе. После растаможки товар выпускается в свободный оборот в полное распоряжение владельца.
Внешнеэкономическая деятельность – непростой многосторонний комплекс мероприятий, требующий основательных знаний из самых разнородных сфер (международная экономика, право, финансы, транспортная логистика и пр.) Субъект ВЭД часто встаёт перед выбором: содержать штат разнопрофильных специалистов или передать некоторые бизнес-процессы на аутсорсинг.
На первых этапах работы с иностранными партнёрами не стоит экономить на привлечении узкопрофильных кадров – бухгалтеров ВЭД, юристов со специализацией в ВЭД, таможенных представителях с соответствующей лицензией. Они помогут избежать оплошностей, которые часто совершаются по неопытности.
Тщательно готовьте документацию, выверяйте каждый лист перед подачей со всей аккуратностью. Даже минимальная погрешность чревата административными штрафами и другими убытками.
Не забывайте постоянно мониторить нововведения в действующем российском законодательстве, связанные с ВЭД. Удобнее всего отслеживать их на официальном сайте Федеральной таможенной службы.
Проводите ежегодно таможенный аудит и при обнаружении ошибок исправляйте их немедля.
При сомнениях в правильности оформления документов не пренебрегайте помощью квалифицированных таможенных юристов.
При осуществлении ВЭД лучше упреждать возможные ошибки и проблемы, чем после терять нервы, время и деньги на ликвидацию последствий. Участником ВЭД стать не сложно, но достичь успеха – колоссальный труд.