BRI стал высшей национальной стратегией КНР

BRI стал высшей национальной стратегией КНР

20.12.2018

Развивающийся экономически конфликт между КНР и США поставил под сомнения дальнейшее развитие экономики Китая в глазах многих экспертов и инвесторов. Однако не стоит забывать, что у КНР есть «туз в рукаве»: BRI (Belt and Road Innitiative). Пусть проект всё ещё находится на стадии развития и риски действительно крайне высоки, эксперты сходятся во мнении, что в перспективе он способен «перевернуть» мировую экономику, поставив Китай во главу большей части рыночных мировых процессов.

О проекте:

В 2013 году Си Цзиньпин озвучил намерения КНР реализовать проект по «воскрешению» Великого Шёлкового Пути в современной парадигме. Проект состоит из двух направлений:

  • Экономический пояс Шёлкового Пути;

  • Морской Шёлковый путь XXI века.

velikiy-sholkoviy-put.jpg

В рамках проекта создаются три трансевразийских экономических коридоров – из Китая через Центральную Азию и Россию до Европы, из Китая через Центральную Азию и Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря, из Китая в Юго-восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану. Дополнят коридоры маршруты морского Шёлкового пути – морские порты Китая соединятся через Южно-Китайское море с Южной Акваторией Тихого океана и с Европой через Индийский океан.

Регионы прохождения BRI:

  • Восточная Азия;
  • Юго-Восточная Азия;

  • Центральная Азия;

  • Западная Азия;

  • Северная Африка;

  • Восточная Европа.

Страны прохождения BRI

strani-bri.png

Даже приблизительная стоимость реализации проекта держится в тайне, но по самым «скромным» подсчётам экспертов она составляет не менее $1 триллиона. Проект носит, в первую очередь, стратегический характер для Поднебесной, в связи с чем финансирование преимущественно осуществляется китайскими банками и фондами республики.

Но в условиях замедления экономики КНР приходится искать и внешних инвесторов под столь масштабный и дорогостоящий проект. По прогнозам аналитиков Credit Suisse Group AG, в течение пяти ближайших лет банки и фонды Поднебесной смогут продолжить инвестирование проекта на сумму не выше $500 миллиардов. В итоге четырём крупнейшим государственным банкам республики было поручен поиск инвесторов под руководством People Bank of China:

  • China Construction Bank Corp (CCB);

  • Bank of China (BOC);

  • Industrial and Commercial Bank of China Ltd (ICBC);

  • Agricultural Bank of China Ltd (ABC).

Имена инвесторов тщательно скрываются. При этом для стимуляции финансирования Китай ограничил иностранные инвестиции китайских компаний, поощряются инвестиции только от тех компаний, которые параллельно готовы инвестировать и в BRI.

Помимо сложностей с инвестициями, проект встречает сопротивление и на территориях стран реализации: многие мирные жители недовольны последствиями реализации проекта. За счёт китайских технологий, рабочих и инвестиций улучшается инфраструктура малоразвитых стран, растёт население и перспективы, однако коренное население притесняют, подавляют потоки подданных Поднебесной, большая часть рабочих мест на вновь созданных предприятиях отдаётся последним.


Но локальные затруднения проекта не перекрывают его потенциал:

Важной составляющей инициативы пояса и пути является развитие инфраструктуры с целью усиления экономического сотрудничества и торговли (например, создание портовой, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры). Реализация МШП будет способствовать как строительству портовой инфраструктуры, так и модернизации уже существующей, улучшению логистики между прибрежными и внутренними районами, созданию свободных экономических зон для активизации торговли и инвестиций. При этом, не менее значимой целью для Китая остается создание и поддержание имиджа мирно развивающегося государства, усиление которого не провоцирует региональные конфликты, а, наоборот, способствует конвергентному экономического развитию всего региона. В этой связи руководство КНР делает ставку на концепцию соразвития и взаимовыгодной ситуации (win-win situation) для всех участников. Данная инициатива способна дать толчок инфраструктурному развитию, инновациям, улучшить бизнес-климат в регионе, сделать более равномерным размещение факторов производства, ускорить развитие отдаленных районов, снизить издержки за счет развития экономических коридоров и индустриальных парков, технологических цепочек, сотрудничества в сфере финансов и ИКТ, электроэнергетике и туризме, и усилить гуманитарное сотрудничество и международные обмены. Таким образом, это позволит упрочить взаимосвязанность и взаимодополняемость развития всей Азии и Евразии в целом, тем самым дав мощный стимул ее процветанию. Реализация инициатив также призвана создать «сообщество единой судьбы» в Азии3 

* Из статьи «ИНИЦИАТИВА ПОЯСА И ПУТИ»: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ, Анна Андреевна Киреева, МИД России


Но теперь, в условиях открытой вражды между КНР и США, власти республики подняли уровень стратегического значения BRI до высшей национальной стратегии. Таким образом, Китай планирует ускорить темпы реализации за счёт сокращения времени принятия решений и увеличения объёмов кредита. Так республика расширит своё влияние в странах-участницах инициативы, а впоследствии снизит степень торгово-экономического влияния США.

Кроме того, ускорение проекта ожидается и за счёт заинтересованности в реализации многих промышленных компаний, предоставляющих свои услуги для строительства участков пути. Теперь же ключевым вопросом остаётся, поддастся ли Пекин давлению критиков и американских оппозиционеров к смягчению своей политики относительно BRI и сокращению сугубо китайских интересов в реализации проекта.


Возврат к списку


Prime Logistics – Доставка грузов из Китая © 2019 Moscow