Уход слабых игроков с экспедиторского рынка
Выражение «выживает сильнейший» в умах старших поколений ассоциировалось в первую очередь с природой и теорией эволюции. Родившиеся и выросшие в стране без безработицы и с главенствующим принципом «достанется каждому, пусть и понемножку», люди расценивали конкуренцию и борьбу за место под солнцем как «дикий оскал капитализма». Аналогично канонам природы всплеск исчезновения слабых звеньев среды связан с катаклизмами – засухой и аномальными холодами. В экономике аналогичные катаклизмы называются кризисами. Экономические кризисы несут объективные и субъективные причины возникновения, и ярчайшим их примером стал COVID-19.
Логистика и грузоперевозки – как неотъемлемое звено между производителем и конечным потребителем – приняли на себя удар в первых рядах. Снижение производственных мощностей если не прерывает транспортные звенья, то критично ослабляет, а карантинные меры на границах между странами и областными кордонами замедляют движение «приводных ремней» товарооборота. Уменьшаются объёмы грузоперевозок, вынужденно простаивают складские площади, снижаются доходы людей, падает спрос, а это снова бьёт по производителю – круг замыкается. В таких условиях сложно выжить даже крупным компаниям, не говоря уже о малом бизнесе – в благополучные годы таким компаниям доставалась доля «от общего пирога», теперь же доли рынка разделились между гигантами сферы, которые вытеснили младших братьев «с поля игры».
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
В России только за первое полугодие 2020 года убытки транспортного сектора превысили 230 млрд. рублей. К середине 2020 стало ясно, что «переждать» коронавирус не получится – придётся приспосабливаться к этому неожиданному, долгосрочному и грозному фактору. Среди экспертов ходит мнение: пандемия стала «самоочищением организма экономики», которая якобы стряхивает с себя лишнее бремя. Однако станет ли это «самоочищение» в дальней перспективе витком эволюции и обратится ли во благо в качестве нового импульса развития экономики – с уверенностью никто сказать не может.
Так или иначе, старые правила игры больше не работают. Каждому участнику транспортно-логистического рынка приходится адаптироваться к меняющимся условиям, дабы не попасть в число слабых, которых вытеснят сильнейшие конкуренты. Очевидно, что не каждый грузоперевозчик переживёт нежданный кризис, равно как не каждый из них сохранит прежние рыночные позиции. Однако уже можно с уверенностью утверждать: с наименьшими потерями из ситуации выйдут те компании, которые видят «силу» не только в масштабах и капитализации, а те, кто проявят гибкость и быстрее «оседлают» современные технологии и новые методы работы – IT-технологии и удалённый формат работы сотрудников. Если раньше цифровые технологии исподволь внедрялись в сектор грузоперевозок, то коронавирус запустил в индустрии полноценную IT-революцию: электронные платформы и сервисы для логистики уже в полную силу минимизируют затраты и оптимизируют процессы. Растёт уровень сервиса, удовлетворяются растущие запросы товаровладельцев в прозрачности операций и отслеживании передвижения грузов. Стала востребована высокоавтоматизированная логистическая цепочка с доступом на мобильных устройствах и контролем над закупками и доставкой товара в «одном окне».
Недавно мало кто толком понимал, что такое TMS платформа. COVID-19 стал катализировал внедрение TMS (Transportation Management Systems), которая организует слаженное и оперативное взаимодействие участников процесса транспортной логистикой от размещения заказов грузоотправителей до доставки до конечной точки. Платформа обеспечивает техническую согласованность параметров каждого вида транспорта в единой цепочке перевозки, унифицирует технологию транспортировки груза с учётом специфики задействованных в перевозке видов транспорта. Интермодальные экспедиторские компании производят грузоперевозку несколькими видами транспорта – сначала автомобильным, затем морским или железнодорожным, возможно воздушным, и в конце снова автомобильным. Соответственно, в процессе перевозки происходят контакты со различными службами – диспетчером, водителем, товарным терминалом, портом, таможней и т. д. TMS платформа автоматизирует связи с участниками процесса, процедуры оформления документации и выстраивает эффективные схемы транспортировки с учётом приоритетности параметров – стоимость, количество транспортных средств, необходимое и минимальное количество перевалочных пунктов и т.д.
Не хочется употреблять избитое журналистское клише «вызовы времени», но придётся сказать: пережить последствия пандемии, управлять ситуацией, усилить позиции в бизнесе смогут те, кто преодолеет инерцию работы по старинке и сможет достойно принять вызовы времени. Те, кто сумеет быстрее подстроиться под новые тренды и адаптироваться к новым условиям, выйдут из кризиса в более успешном состоянии, чем были прежде.