От Дона до Нила
Голубая лента до Ближнего Востока и торговля в XXI веке
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон:
От сынов твоих далеких,
От Аракса и Эвфрата
Я привез тебе поклон.
Не случайно Александр Сергеевич Пушкин назвал реки Аракс, между Турцией и Арменией, и впадающий в Персидский залив Евфрат «сынами далекими» Дона: они оба для народов населяющих их берега были теми артериями, которые сформировали историю наций. Жителям Ростова-на-Дону, привыкшим видеть широкий Дон у своей дельты, трудно поверить, что эта образующаяся многие крупные города река начинается с крошечного железистого минерального источника, бьющего из-под земли в Тульской области на Среднерусской возвышенности.
Средневековые европейские путешественники все без исключения восхищались и наперебой писали в своих путевых заметках о рыбных богатствах Дона. Амброджо Контарини в 1255 году писал, что русские признавали Дон святой рекой за её рыбное изобилие. Рыбы на Дону ловилось бесчисленное множество, в особенности тарани, которую чумаки вывозили в Малороссию и Польшу. Цены на рыбу были низкие, тарань и жерех продавали за 10 копеек за тысячу штук, не считая – на глазомер, а во время большого разлива тарань шла на поверхность воды такой плотной массой, так что трудно было почерпнуть воду ведром.
Однако сейчас речь не о рыболовно-пищевой ценности благодатной реки, а о важной транспортной роли, которую она сыграла в истории славянских народов, определившей их дальнейшую роль в мировой истории. Древние греки называли Дон «Танаис» и считали ее границей между Европой и Азией, были уверены, что за Танаисом находился конец света, вход в царство мёртвых — тартар.
Вниз по течению Дона, через Азовское и Черное море в 1389 году поехал в Константинополь епископ Русской церкви, митрополит Киевский и всея Руси Митрополит Пимен Грек, который, кстати, у берегов Босфора был еще архимандритом, бывшим игуменом Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Когда посланник великого князя Дмитрия Донского Михаил-Митяй пересёк Чёрное море и уже приближался к виднеющемуся на горизонте Царьграду, он внезапно умер прямо на ладье.
Растерянная свита, с богатой церковной казной, посовещавшись, решила не возвращаться в Москву без митрополита, которого утверждал византийский патриарх, а избрать другого кандидата из числа присутствующих клириков. Воспользовавшись незаполненными княжескими грамотами, которые были у Митяя, они сами написали послание греческому императору и патриарху, прося поставить на русскую митрополию архимандрита Пимена.
В 1514 году первый турецкий посол Феодорит Камал, прибыл в Москву ко двору Василия III – отца Ивана Грозного, двигаясь по Дону. Ключевым форпостом в дельте реки был цветущий торговый город Тана, основанный греками, затем в древности принадлежащий то венецианцам, то генуэзцам.
В 1475 году завоеванная турками Тана была переименована в Азаф, в русской транскрипции - Азов. С тех пор все посольские и торговые дела Русского государства с Крымом и Константинополем осуществлялись главным образом по Дону.
Уже во второй половине IX века русские купцы вели здесь оживленную торговлю с арабским Востоком. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил в верховьях Дона, в Воронеже, первую русскую флотилию, и взял Азов.
Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в 1736 году при царствовании Анны Иоанновны. При власти дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны, уже появились таможенные заставы, «чтобы великороссийские купцы и донские казаки иностранных товаров глухими трактами не ввозили в Россию».
Одна из таких застав была учреждена в устье реки Аксай, где находится ныне город Аксай. Известно, к примеру, что к Таганьему Рогу в 1746 году прибыло 17 чужеземных судов, но выгрузка товаров с иностранных судов начиналась только по прохождению карантина, который порой длился до 40 дней.
В течение этого времени иностранные экипажи находились на борту и терпели большую нужду в провизии и пресной воде, поскольку тогда не было местных маркитантов, у которых можно было бы купить необходимое, а груз в судовых трюмах портился от жары. Позже, в 1760 году турки попросили русское правительство о постройке на Таганьем Рогу «домов и погребов карантинных и о продаже им там по вольной цене съестных припасов». Просьба была удовлетворена, и русское правительство построило в Таганроге, в бывшей крепости, карантинный дом для «проветривания» импортных товаров.
В настоящее время, при наличии асфальтовых дорог транспортное значение Дона практически потеряло международное значение. Для торгово-экономических связей с Турцией и Балканами все больше возрастает роль автомобильных грузоперевозок, несмотря на авиа, железнодорожный и морской транспорт. Конечно, если речь идет об угле, нефти и других ресурсах без морских портов и железных дорог не обойтись, однако что касается иных товаров, то автотранспорт удобен и даже дешев, поскольку доставляет груз напрямую из одного пункта в другой, без промежуточных перевалок - на одном складе загрузили, на другом разгрузили.
Российская транспортная компания «Prime Logistics», которая с начала 1990-х годов работает в секторе международных грузоперевозок, несмотря на развитую структуру морского контейнерного транспорта, в не меньшей мере обеспечивает и автоперевозки. Собственный автопарк для предоставления полного комплекса услуг составляет более 60 единиц большегрузных автомобилей четвертого и пятого поколения «Мерседес-Бенц» модельного ряда «Актрос» и «Аксор», парк которых регулярно обновляется. Для бесперебойной и быстрой работы транспорт обеспечен полным комплектом сопутствующей техники - цельнометаллическими и шторно-бортовыми прицепами, полуприцепами, изотермическими контейнерами и рефрижераторами с навесными дизельными генераторами для их автономного питания, а также погрузочной техникой.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75