Внешняя торговля России со странами БРИКС

Внешняя торговля России со странами БРИКС

30.10.2020

От тверского купца Афанасия Никитина до сегодняшнего дня.

«Индия – крупнейший бриллиант короны Британской империи» 

Это выражение вошло в журналистский лексикон в 1858 году, когда Индию провозгласили колонией Великобритании, хотя английская экспансия в Индию началась задолго до этого. Сведения о сказочных индийских богатствах просочились в Европу ещё во времена Александра Македонского и периодически подогревались околонаучными рассказами арабских купцов и таких путешественников, как Марко Поло. Мечта об откачке богатств Индии в свои банки через Ост-Индийские компании стала причиной регулярных стычек между голландцами, испанцами, французами. Но в итоге победу одержали англичане благодаря более оснащённому флоту и виртуозной дипломатии сеяния раздоров.    

До путевых записей «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о путешествии 1468-1474 годов сведения об Индии и Ближнем Востоке на Руси были косвенными. Цель поездки Афанасия изначально лежала в налаживании торговых связей и распространении русских товаров. Однако благодаря дневникам купца поездка превратилась скорее в научно-познавательную экспедицию. Чтобы осознать значение этой поездки за Каспийское, Аравийское и Чёрное моря, достаточно сказать, что до конца XV века на Руси не существовало такого знаменитого символа России, как… самовар. 

Его простенькое подобие в виде медного котелка с трубой внутри Никитин впервые увидел в Персии и привёз идею домой. Как бы странно не звучало, но самовар придумали даже не персы, а бедуины Аравийского полуострова. В голых песках, где охапка саксаула считалась лучшим подарком, недостаток топлива вынудил придумать устройство для кипячения воды с максимальным КПД. На Руси же, где изба самого бедного крестьянина строилась из добротных брёвен, а с ранней осени до поздней весны огромная печь топилась поленьями, такие «ухищрения» с целью экономии топлива никому не могли прийти в голову.   

И всё же в последующие века торговля России с Индией не имела существенного значения, ведь «двуглавый английский лев прочно положил лапу на индийский алмаз». Попытка изменить положение дел произошла в самом начале XIX века: Павел I, согласовав план поддержки со стороны французского флота, направил русский экспедиционный корпус на завоевание Бухарского и Хивинского ханств. В историю этот эпизод вошёл как «Индийский поход». Эта акция настолько не понравилась Лондону, что Павлу I в собственной опочивальне табакеркой проломили череп. После чего Александр I, наследник российского императора, отозвал войско с половины пути, но этого не простил уже Наполеон Бонапарт, назвав наследника «продажным отцеубийцей».  

Тесные экономические отношения с Индией наладились после 1947 года, когда доминионы Британии – Индия, Пакистан, Бангладеш – получили независимость. Согласно красивой историографии, это произошло благодаря освободительному движению народов под предводительством худого, босоного старичка с клюкой и в очках-велосипедах – Махатма Ганди. Однако на деле Британию вытеснил СССР по итогам Ялтинской Конференции. Торговля между Советским Союзом и Индией начала бурно расти. Если в 1953 году товарооборот между странами составлял смешных (в государственных масштабах) 1,6 млн. инвалютных рублей (покупательная способность которого превышала покупательную способность доллара на 40%), то через пять лет сумма достигла 100 миллионов, а в 1980 году товарооборот превысил 1,7 млрд. рублей. Что стало с торговлей во времена «демократизации» нашего общества, лучше не вспоминать.

Ситуация стала улучшаться в нулевые годы, когда в 2006 в рамках Петербургского экономического форума была создана организация БРИКС (BRICS) – группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Сегодня БРИКС включает в себя четверть суши и 42% населения всего мира, суммарный ВВП организации составляет 15,44 триллиона долларов, а это больше 27% мирового ВВП. В результате этого экономического содружества Россия стала быстро навёрстывать потерянные в годы «демократии» позиции уже посредством частных предприятий. Проводниками этой политики в прямом смысле выступают транспортные компании, обеспечивающие полный товарооборот между странами – от одежды и другого масс-маркета до промышленного оборудования и стратегического сырья (химические удобрения, углеводы). 

Российская транспортная компания «Prime Logistics» с начала 2000-х годов работает в секторе международных грузоперевозок и, безусловно, входит в число предприятий, обеспечивающих бесперебойное движение по «экономическим артериям» мира. Несмотря на развитую структуру морского контейнерного транспорта, в не меньшей мере обеспечены и автоперевозки. Собственный автопарк для предоставления полного комплекса услуг составляет более 60 единиц большегрузных автомобилей четвёртого и пятого поколения «Мерседес-Бенц» модельного ряда «Актрос» и «Аксор», парк которых регулярно обновляется. Для бесперебойной и быстрой работы транспорт обеспечен полным комплектом сопутствующей техники – цельнометаллическими и шторно-бортовыми прицепами, полуприцепами, изотермическими контейнерами и рефрижераторами с навесными дизельными генераторами для их автономного питания, а также погрузочной техникой.


Возврат к списку


Prime Logistics – Доставка грузов из Китая © 2020 Moscow