Смена маршрутов доставки генеральных грузов из Китая
Последствия коронавируса в экономике – введённые карантинные ограничения при пересечении границ и спад мирового производства – выявили очертания изменений в работе российской транспортной логистики, что в заглавии этого материала условно названо «сменой маршрутов доставки». Если ситуация изменится, правильной станет формулировка «изменение», а не «смена»: произошедшие события внесут след в области перевозок и окончательный возврат к прежним схемам в полном объёме перестанет быть возможным.
Сегодня средства доставки грузов в Россию из стран Юго-Восточной Азии, преимущественно из Китая как «мировой мастерской», претерпевают явные изменения ввиду изменения условий железнодорожных перевозок и морских перевозок. Объясняются перемены небывалым прежде дефицитом контейнеров в регионе из-за замирания колоссального числа контейнеров в Европе.
До появления COVID-19 потоки товаров с востока на запад и обратно балансировались годами, что давало возможность спрогнозировать количество контейнеров с товаром, ушедшее в Европу, и количество, возвращающееся гружеными другой продукцией. Но запад оказался не готов к глобальным потрясениям в условиях пандемии: вынужденные локдауны потопили экономики большинства европейских стран. Тем временем знаменитый любовью к труду и дисциплине Китай к концу 2020 года на 90% восстановил производственные силы и вернулся к прежним объёмам грузовых отправок. Из замершей в пандемии Европы отправлять в Китай оказалось нечего, и китайские контейнеры скопились в портах и железнодорожных грузовых терминалах.
Работа российских транспортных компаний на внешнем контуре потерпела прямой удар от китайского дефицита контейнеров. Компании обязуются выполнять гарантии перед заказчиками, но фрахт судов по грузоперевозкам контейнерами стал проблемным. Теперь российским логистическим компаниям стало быстрее вывозить китайские грузы из Манчжурии через Забайкальский таможенный пост и далее везти в центральную Россию автотранспортом, нежели ждать очереди на контейнеры и погрузку на суда. Следствием сложившейся ситуации стала тенденция: фрахт морских судов с перегрузкой на железную дорогу вместе с расходами по цене сравнялся с перевозкой автотранспортом.
Такое положение дел не будет длиться вечно: движение по морским и железнодорожным путям урегулируется, как прогнозируют эксперты, к августу-сентябрю, но и новые, вынужденно обкатанные схемы останутся востребованными.
Развитие же внутренних перевозок и автомобильного транспортного рынка России сдерживала и продолжает сдерживать недостаточно развитая дорожная сеть. Но стимулированные пандемией перемены стали причиной того, что автотранспорт стал «набирать очки». Если даже не будет новых волн коронавируса и новых карантинных ограничений, участникам рынка грузоперевозок в России уже невыгодно отказываться от автоперевозок: наработаны маршруты, связи, появились постоянные клиенты. Кроме того, автотранспорт – это и сокращение времени доставки грузов, а значит и привлекательная скорость оборота средств.
Судя по нынешним предложениям на российском рынке транспортных услуг, доставка автотранспортом вместе с вынужденными простоями, таможенными оформлениями и другими необходимыми процедурами происходит со средней скоростью 16 км/ч, по железной дороге – 8 км/ч, а морскими грузоперевозками – 4 км/час. Касательно автотранспорта эти показатели внутри страны вырастут в разы после тотального внедрения в логистику цифровых технологий: функции диспетчеров станут выполнять компьютерные алгоритмы, время прибытия станет детально прогнозируемым, сократятся простои в очередях на погрузку и разгрузку. Развитие технической оснащённости грузовых машин – устойчивая связь, маяки, системы идентификации, трекеры – повышают как скорость, так и качество услуг для конечного потребителя, например, мобильные приложения для заказа транспорта и бронирования места. Ещё пару лет назад такие платформы только начинали проникать в сферу грузоперевозок, но с приходом коронавирусного кризиса стали насущной необходимостью.
Естественно, для необходимого уровня транспортировок государство должно вкладывать ресурсы в инфраструктуру – реконструкцию, проектирование и строительство дорог. Тогда руководители транспортных компаний получат стимул для постоянного расширения и обновления автопарка.