Российско-китайские торговые отношения
России больше тысячи, а Китаю свыше четырёх тысяч лет. Но первые контакты между державами начались менее четырёхсот лет назад с поездки в Китай казака Емельяна Вершинина. Свидетельство тому – записка томского воеводы С. В. Клубкова-Мосальского первому царю династии Романовых, Михаилу Фёдоровичу от 1644 года:
«Омелька ис Томскаго посылан был, конём езду со вьюки 3 месяца город, где китайской царь живет, добре велик, сказывает де, от стены до стены поперёк города конём день езду.
А товаров де, государь, в Китайском всяко много, и овощ огородной руской и немецкой всяко водитца».
Благодаря этой поездке население нашей страны познакомилось с чаем. Хотя ещё в начале правления Михаил Фёдорович получил в подарок от китайского императора ящик чая, но тогда никто не оценил значения диковинного «былие» (травы), и о напитке благополучно забыли.
Причина настолько затянувшегося периода начала торговли и дипломатии между двумя соседними государствами была одна – транспорт. Вернее, его полное отсутствие: необъятные территории страны пересечь в условиях бездорожья было сродни подвигу.
И хотя «Омельке говорили китайские люди как бы де ты, великий государь Михайло Фёдорович, указал своих послов к их китайскому царю, занеже в царствах и ордах твоё величество высоко прехваляют и называют тебя преславна и прегрозна», первое посольство в Китай было отправлено только три десятилетия спустя в 1675 году уже при правлении Алексея Михайловича, отца Петра I.
Взаимный интерес в торговле был огромен, русская «рухлядь» (как тогда называли пушнину) ценилась на вес золота: воротники из соболя для мантий могли позволить себе только особы монарших династий как в Европе, так и на Востоке, а шубу из соболя мог носить только Великий князь. Не менее высоко ценились и китайские товары: технология создания шёлка и фарфора столетиями оставались секретом для европейских производств.
Монополия шелководства защищалась императорским указом, и каждый, кто пытался вывозить шелковичные коконы, приговаривался к смерти. Шпионить в Китае европейцам было невозможно как минимум из-за отличительной внешности: любой приезжий моментально вызывал пристальное внимание. По той же причине первыми успеха достигли японцы. Шпионам страны восходящего солнца удалось выкрасть некоторое количество тутового шелкопряда и четырёх китаянок, которых заставили научить шелководству своих похитителей. Но японцы тоже не спешили делиться с миром полученным секретом, а наказание за разглашение тайны было даже более суровым, чем в Китае.
Каждому знаком термин «Великий шёлковый путь», введённый в 1877 году немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном. Однако никто, включая автора, не мог указать точный маршрут: путей этих было огромное множество.
Караванная дорога между Восточной Азией, Средиземноморьем и Европой появилась во II веке до нашей эры и со временем раздвоилась: северная дорога пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная вела в Индию, Парфию и на Ближний Восток. В последующие века оба направления разветвлялись, порождая всё больше маршрутов. Поэтому сегодня в каждой южной стране, включая юг России, сохранились указатели о том, что шёлковый путь пролегал в этих местах. И это правда – где он только не пролегал.
И всё же начиная с Нерчинского договора 1689 года между Русским государством и империей Цин, впервые определившего отношения и границы между двумя государствами, надёжным сухопутным мостом между Европой и Китаем остаётся Россия.
В 2001 году Шанхайская организация сотрудничества стала новой страницей во взаимоотношении стран. В ШОС вошли Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, а в 2017 году присоединились Индия и Пакистан.
Цели ШОС – поощрение регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, транспортной, оборонной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, кредитно-финансовой областях. Благодаря этому соглашению проводники экономической политики государств – транспортные компании – получили возможность развивать межгосударственные транспортные сети, которые помогают наращению товарооборота между странами.