Нетарифные меры регулирования в ВЭД
Последние двадцать лет отчётливо прослеживается тенденция использования нетарифных мер как действенного метода защиты внутреннего рынка. В то же время пока нет общепринятой дефиниции нетарифных ограничений в области международной экономики. В связи с этим органы государственной власти и субъекты ВЭД время от времени сталкиваются с трудностями в урегулировании споров в области мер нетарифного регулирования.
Что такое нетарифное регулирование
К мерам нетарифного регулирования относятся методы регуляции торговых процессов государством за пределами установки тарифов. В виду разнообразия методов экономисты для удобства выделили два общих сегмента. Эти сегменты объединяет одно — оба так или иначе касаются запретов и ограничений на вывоз и ввоз продукции на территорию РФ.
В России нетарифное правовое регулирование осуществляется в соответствие Федеральному закону № 164-ФЗ “Об основаниях государственного регулирования внешнеторговой деятельности”. Все страны-участницы Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) в праве самостоятельно вводить нетарифные меры для внешнеторговых сделок с третьими странами.
Каждая страна обладает собственными особенностями нетарифного регулирования в зависимости от экономической ситуации в мире и социальных и политических задач, которые стоят перед государством.
или звоните по телефону: 8 495 921-03-75
Виды и критерии нетарифных методов регулирования
Лицензирование и квотирование — главные меры нетарифного контроля. Государство вправе устанавливать ряд ограничений на товары, отправляющиеся на экспорт или импорт. Чаще носят количественный характер и устанавливаются на определённый срок. Такие лимиты получили название “квота”. К примеру, в начале 2021 года Россия ввела государственные квоты на экспорт зерновых культур. Делается это для снижения цен на хлеб и муку в пределах внутреннего рынка.
Установленная на уровне нуля квота означает, что органы государственной власти наложили запрещение на ввоз либо вывоз некоего товара: такой запрет носит название “эмбарго”.
Благодаря процедуре квотирования законодательство гарантирует лимитирование импорта продукции из-за границы. Ещё одно преимущество квот заключается в поддержке конкретных предприятий: квоты могут выборочно распределяться Российской Федерацией.
Квоты подразделяют на два главных типа:
-
Глобальные — квоты для осуществления контроля над общим размером импорта и экспорта товара в отведённый промежуток времени. При этом участник ВЭД в праве выбора страны для закупки;
-
Индивидуальные — указывают на допустимый размер импорта из конкретных государств или производителей.
Среди методов нетарифной регуляции выделяют также лицензирование. Это процедура выдачи органами власти специальных разрешений (лицензий), которые подтверждают право ввоза или вывоза из страны конкретных товаров. Лицензии также включают ограничения в сроках ввоза и количестве товара. Лицензией на ввоз и вывоз участникам ВЭД занимаются Федеральные исполнительные органы: Минфин, МВД, Россельхознадзор и ряд других.
Перечисленные выше государственные структуры вправе принимать решения по одобрению либо отказу в выдаче лицензии. На решение отведено пятнадцать дней с момента подачи заявления субъектом ВЭД. После получения лицензии участник ВЭД обращается в органы таможни для дальнейшего таможенного оформления заявленной в лицензии продукции.
Обладатель лицензии обязан предоставить оригинал разрешительного документа в органы таможни по месту регистрации.
Разновидности лицензий:
-
Генеральная — выдаётся сроком на один год на ввоз либо вывоз одного товара; лимитов по количеству контрактов нет.
-
Разовая — выдаётся для проведения организацией международной сделки на один год.
-
Автоматическая — выдают при отсутствии у страны возможности отказа участнику ВЭД в ввозе или вывозе конкретного товара.
-
Глобальная — разрешение на беспрепятственный экспорт либо импорт указанного товара в любое государство мира на отведённый срок; ограничения по стоимости и количеству отсутствуют.
Государственные органы в праве применять и другие защитные меры, которые также относятся к нетарифным, но носят второстепенный характер. Речь идет о специальных пошлинах: антидемпинговой, специальной, компенсационной.
Применение на таможне
Международная сертификация — важная мера нетарифного регулирования. Её относят к таможенной и административной формальности: орган по сертификации обязан проверять товары, поступающие в оборот, на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза. Детально принципы и правила технического регулирования в РФ прописаны в соответствующем Соглашении.
Для допуска к импорту на территорию Таможенного Союза товары проходят проверку на соответствие санитарным, техническим, экологическим, ветеринарным и фармакологическим стандартам, установленным на территории ввоза. При нарушении установленных требований либо отсутствии сертификации ввоз товара на территорию стран-членов Таможенного Союза запрещён.
Код товара по ТН ВЭД определяет, подлежит ли ввозимый товар сертификации, декларированию либо государственной регистрации. При отсутствии опыта таможенного оформления импортных товаров лучше обратиться в компанию, предоставляющую данные услуги.
Таможенное регулирование ВЭД решает первостепенные задачи: протекционную (защита отечественного производителя) и фискальную (пополнение бюджета). Соблюдение баланса между спросом и предложением обеспечивает стабильный и безопасный экономический рост.