Как изменится логистика в 2020 году?

Друзья, пандемия — медленно, но верно — идёт на спад. Страны просыпаются, производства оживают, границы открываются. Увы, но в то же время до окончания коронакризиса пока далеко: мировое сообщество и экономика были фатально угнетены, и для восстановления теперь придётся пройти через кардинальные перевороты в подходах управления, оснащения, коммуникации и прочего.

Но мы твёрдо уверены, что любой кризис — это новые возможности. И чем кризис глобальнее, тем возможности шире. Поэтому сегодня мы делимся наблюдениями о трансформации общества и индустрий под действием происходящих событий и о потенциалах, заложенных в данных трансформациях.

Последние десятилетия мир уверенно двигался к диджитализации. Однако, несмотря на технологические прорывы, упрощение и ускорение методов обмена информацией, развитие искусственного интеллекта, человечеству не хватало толчка для радикальной интеграции диджитал-инструментов в повседневную жизнь и бизнес-процессы. Кризис 2020 поставил мир в условия, при которых все наработки были экстренно внедрены, началась перестройка общество для перехода в онлайн. С одной стороны, ко многому мы были не готовы и морально, и технически. Но пандемия помогла выявить все слабые места и научиться оперативно решать возникающие трудности.

Буквально за пару месяцев мы адаптировались и подготовились к глубинному погружению в эру digital:

  • Бизнес-процессы, обучение и индустрия развлечений были успешно перенесены в сетевое пространство;
  • Снизился уровень потребления товаров, не входящих в FMCG;
  • Произошла роботизация большинства индустрий;
  • Возрос уровень социальной ответственности граждан, значимости социальной дистанции и здорового образа жизни;
  • Мощности инновационных технологий были резко перефокусированы в медицину и генную инженерию;
  • Личные физические контакты свелись к минимуму.

Рассмотрим подробнее трансформацию человеческого сознания и отражение в логистике.

Пройдя через пандемию, вынужденную самоизоляцию для человека, как единицы общества, изменился ряд парадигм жизни. Психика человека сейчас становится более лабильной. При возникновении трудностей сознание проще справляется со стрессом и гораздо быстрее находит возможные выходы из ситуаций. Если первоначально это относилось к изоляции человека от привычных сфер услуг, то с течением карантинного времени новоприобретённые навыки начали перенаправляться на поиск возможностей увеличения дохода.

Таким образом, во втором-третьем кварталах 2020 года ожидается рост уровня самозанятых граждан; малый бизнес, находящийся в кризисном положении на данный момент, ожидает мощный скачок за счёт перенаправления возможностей граждан на поиск новых источников дохода.

Сфера услуг сейчас находится в максимально нестабильном положении, соответственно, ожидается рост товарной сферы. Но в то же время покупательские способности граждан снижены, в виду чего меняется формат спроса-предложения и способов организации малого бизнеса.

Наиболее актуальным становится аккумуляция накоплений для обеспечения предложения.

Растёт востребованность дропшиппинга и сборных грузов.

Ожидается повышение спроса на следующие категории товарных групп:

  • Запчасти для техники, ТС - компании снижают расходы на закупку нового оборудования, отдавая предпочтение содержанию действующего оборудования в рабочем состоянии;
  • Товары группы FMCG;
  • Стройматериалы - близится начало строительного сезона;
  • Группы товаров бьюти-индустрии с перенаправлением фокуса с B2B на B2C;
  • Нелекарственные средства укрепления здоровья (в т.ч. спортинвентарь для домашних занятий, БАДы и проч.).

Минимальный спрос ожидается на следующие категории товарных групп:

  • Мелкая бытовая техника и гаджеты;
  • Товары для организации и поддержания ресторанного бизнеса;
  • Товары для организации и поддержания индустрии развлечений;
  • Группы товаров бьюти-индустрии с фокусом на B2B.

Таким образом, ключевые перемены малого бизнеса заключаются в перефокусировке от сферы услуг к товарной модели с перераспределением спроса на группы товаров.

Средний и крупный бизнес ожидают следующие трансформации:

  • Карантинное истощение мощностей импорта-экспорта заменяется развитием внутреннего рынка;
  • Ассортимент товаров вытесняется ассортиментом и качеством клиентского сервиса;
  • Компании объединяются для создания новых уникальных комплексных продуктов и усиления мощностей.

В логистике же заметны следующие перемены:

  • Морским перевозкам отдаётся всё меньше предпочтения в связи со сложностями соблюдения карантинных мер на транспорте. Перевозчики всё больше склоняются к использованию наземных видов транспорта.
  • Кроме того, кризис влечёт за собой «вымирание» на рынке небольших транспортных компаний и компаний-однодневок.
  • Логисты, как и другие индустрии, начинают объединяться в альянсы, укрепляя тем самым свои позиции на рынке.
  • Из-за снижения скорости прохождения таможни в виду карантинных мер, всё большее значения играют современные IT-решения, таким как, например, предварительное электронное декларирование груза.

А по прогнозам генерального директора ООО «Прайм Логистикс» Валерия Киселёва, в связи с открытием в России непродуктовой розницы объём грузоперевозок может вырасти до 30% уже в июне.