Бизнес-менталитет Китая

В этом разделе мы собрали для вас интересные факты о бизнес-менталитете Китая. Надеемся, что они помогут вам не допустить ошибок при общении с вашими китайскими партнёрами и позволят вам лучше понять Китай.

Бизнес-менталитет Китая

Для ведения успешного бизнеса с Китаем очень важно знание китайской ментальности. Чтобы провести деловые переговоры в доброжелательной атмосфере и избежать неприятных ситуаций, воспользуйтесь услугами профессионалов. Компания Prime Logistics предоставит вам переводчика со знанием китайского менталитета и культуры.

или звоните по телефону:
+7 (495) 921-0375

1. Составив список потенциальных поставщиков, нужно лично посетить заводы производителей. Это продемонстрирует серьёзность ваших намерений, к тому же, личный контакт и личные отношения нигде так не ценятся, как в среде китайских бизнесменов.

В основе китайского общества и культуры лежит такое понятие как «гуаньси» (guānxì) – отношения и связи вне семьи. «Гуаньси» строится постепенно и переходит в доверительные отношения. Взаимопомощь, взаимоуважение, взаимоподдержка, совместные цели и проекты, совместный отдых, совместные обеды, ужины - это и есть «гуаньси». Для китайцев важно познакомиться с человеком, прежде чем делать с ним бизнес. От того как сложатся «гуаньси» зависит то, как, почему и когда будут решаться деловые вопросы. Чем более глубокие и доверительные отношения, тем больше сделок. Обязательства, данные в процессе «гуаньси», очень важны и выполняются непрекословно. Иногда выполнение крупных заказов в срок тоже может быть поочерёдно: сперва партнёр, с которым хорошие «гуаньси», после – обязательства, данные по контракту. При установлении хорошего контакта можно даже рассчитывать на скидку.

2. Сохранение «лица» – один из важных компонентов национальной культуры. Иметь лицо означает высокий статус в глазах партнёров, работников и других людей. Для китайца главное – не потерять «лицо». Будьте крайне осторожны, не допускайте такой ситуации, чтобы кто-то по вашей вине потерял «лицо», никогда не критикуйте кого-то в присутствии других людей. Также не стоит прямо указывать на ошибки, например, если в деловой переписке вы заметили какую-то опечатку, то лучше еще раз переспросить: человек, помня, что это уже обсуждалась, скорее всего, вернётся к своему прошлому письму и сам заметит опечатку, а ваш жест будет оценён по достоинству.

Любой отказ может стоить репутации, поэтому в Китае практически никогда не говорят «нет» прямо. По этой же причине никогда не стоит полностью полагаться на положительный ответ, «да» – это очень гибкое понятие.

3. Будьте осторожны, подписывая контракт. Бывали случаи, когда китайская сторона в последний момент меняла условия в контракте, не обговаривая это с партнёрами.

4. Чётко определитесь, кто в китайской делегации главный. В Китае очень сильна должностная иерархия: генеральный директор общается с генеральным директором, рядовой менеджер – с рядовым менеджером. Главное — не перепутать.

5. Непременная составляющая переговоров - подарки. В Китае принято, чтобы они обязательно были из той страны, откуда приехал гость. Это должна быть какая-нибудь уникальная или практичная вещь, которую ваши партнеры никогда не смогут купить в КНР. Обычно подарки дарятся в конце переговоров, и чем больше сделка, тем более ценными они должны быть. Но слишком дорогие экстравагантные подарки могут вызвать недопонимание, особенно если получатель не сможет ответить взаимностью.

Преподносят бизнес-подарок в Китае двумя руками и в подарочной упаковке (обычно красного цвета), которую при вас открывать не будут: подарок будет отложен и открыт позже. В Китае принято отказываться два-три раза от подарка, прежде чем принять его. Вы должны в это время настаивать, что дарите «совсем маленькую» вещь и обидитесь, если её не примут.

В Китае большое значение отводится символам. Никогда не дарите часы, носовые платки, белые цветы (особенно хризантемы), поскольку данные предметы ассоциируются со смертью, пожеланием смерти. Кроме того, в категорию несчастливых подарков входят острые предметы, ножи или ножницы, которые символизируют собой конец дружбы, в том числе и деловых взаимоотношений. Красный считается цветом удачи. Число 8 является самым счастливым числом. Белый цвет носит негативный характер и связан с трауром. Число 4 считается несчастливым, поскольку в китайском языке оно созвучно слову «смерть».

6. В Китае визитную карточку принято подавать и принимать обеими руками, это выражает уважение к партнёру. Получив визитку, ни в коем случае не кладите её тут же в карман! Это невежливо. Внимательно рассмотрите визитную карту, прочитайте всё, что там написано, а потом аккуратно положите в специальную визитницу.

7. Есть темы, которых следует избегать при разговоре с китайскими партнёрами: права человека, планирование семьи (болезненная тема из-за запрета на второго ребенка), отношения Китая с Тайванем, Гонконгом, Тибетом, Японией.

8. Находясь в Китае, внимательно следите за своим жестами: считается неприличным показывать на что-либо пальцем (для этого служит открытая ладонь внутренней стороной кверху) или щёлкать пальцами.

9. В Китае существует так называемый «культ еды». Для них процесс поглощения пищи очень важен: если китаец ест вместе с вами, значит, он вам доверяет. Поэтому после удачного завершения переговоров вам, скорее всего, предложат вместе пообедать. Не стоит от этого отказываться. Китайцы очень часто именно во время обеда решают деловые вопросы.

10. Важно знать, как правильно с китайцами пить. Когда вы с ними чокаетесь, бокал нужно держать обеими руками, что выражает почтение, а также во время чоканья вы должны постараться опустить свой бокал ниже бокала вашего партнёра. В Китае это считается хорошим тоном и выражает уважение.

11. Если вы отправились в ресторан, а не обедаете в каком-то заранее подготовленном месте, обязательно настоятельно предложите самостоятельно оплатить по счёту. Если они не позволили, перед отъездом вам стоит пригласить их на ужин и самостоятельно оплатить счёт, это поможет вам остаться с партнёром в равных правах, и вы не будете обязаны идти на какие-либо уступки в бизнесе.

12. По имени к китайцу могут обращаться только близкие друзья, поэтому в разговоре используйте фамилию или официальную должность.

13. У китайцев самая важная персона входит в помещение первой. Соответственно, они поймут, что первый вошедший член вашей группы — глава делегации.