За 2020-2021 год рынок ВЭД показал мощный бум в отношении роста оборотов и стоимостей. Но неготовность индустрии к подобным всплескам вылилась в угрозу распада всего рынка.
В 2021 вследствие застоя 2020 спрос на поставку резко подскочил, однако контейнерные обороты не были физически подготовлены к подобному взрыву: на протяжении всего ушедшего года наблюдался острый дефицит порожних контейнеров. Из-за дефицита контейнерных мощностей стоимости на поставку росли, и круг замыкался всё туже. В то же время потребительский пост-пандемийный спрос неумолимо возрастал. Так, цены на поставку росли эквивалентно спросу и порождали всё новые «волны».
Высокие цены на доставку морем, контейнерный дефицит и завышенный спрос в сочетании с нарушениями на ключевых путях поставок ввиду пандемии и природных условий - корейские ураганы, застрявшие поперёк каналов суда, следы коронавируса на грузах и прочие прелести 2021 - породили новый бум: спрос на альтернативные морю способы доставки.
Однако «на суше» тоже не всё было гладко. Политические блокады границ, карантинные ограничения на автоперевозки, всплеск популярности жд-доставок: все эти факторы активно подливали масла в огонь логистического хаоса. Так весь год мы наблюдали рост цен на тарифы жд-поставщиков и вынужденные повышения цен на авто-доставку. Но подорожавшие фуры и грузовые жд-составы не поставляли грузы в срок, застревая на погран-путях конфликтующих стран. И задержки порождали всё большее возрастание цен.
Казалось бы, картина и так уже вовсю пышет маслом, однако перегруженные погран-посты, заблокированные КНР погран-посты, многокилометровые очереди на погран-постах - все эти факторы продолжали усугублять положение и демонстрировать все проблемные зоны в нынешних передовых, высокотехнологичных логистических цепочках.
Чего ожидать от логистики в ближайшее время? Эксперты расходятся во мнениях, но многие склоняются к сохранению завышенных цен на поставки. Будут ли разрешены основные проблемы на главных транспортных узлах также пока неясно. Но в реальности завышенного спроса и попытке отхватить как можно больший пирог от этого спроса ожидать восстановления логистического здравого смысла пока не приходится.