23 марта в мире торговли и грузоперевозок произошёл очередной коллапс: контейнеровоз Ever Given под воздействием песчаной бури сел на мель в Суэцком канале и полностью перекрыл движение на самом коротком и популярном водном маршруте между Атлантическим и Индийским океанами.
Сегодня канал выступает основным маршрутом поставок СПГ между Западом и Востоком. Кроме того, канал обеспечивает поставкой товаров и рынок потребления.
Разблокировать канал удалось только 29 марта, за 6 дней в “затор” попало 422 судна (общий тоннаж составил 26 млн тонн). Часть судов были перенаправлены по более длинным маршрутам, увеличение сроков поставок составило в среднем 10 суток.
В условиях экономического упадка пост-пандемийного характера и последующего контейнерного кризиса в КНР очередной логистический сбой заставляет экспертов по всему миру задуматься об острой необходимости адаптации экономики и систем ВЭД к кризисам и экстренным ситуациям.
По словам Сорена Скоу, СЕО Maersk, “коронакризис” и очередной коллапс на Суэцком канале спровоцировал индустрию на изменение глобальных цепей поставок: вместо плановой поставки компании задумываются о необходимости закупки товаров “впрок” и к более активному использованию авиадоставок.
Согласно Рокфорду Вайтсу, профессору школы Флетчера при университете Тафтса, инцидент создал риск дефицита азиатских товаров в Европе (в т.ч. электроники) и обозначил необходимость технического и операционного переоснащения канала: последние годы объёмы и размеры контейнеровозов нового поколения интенсивно “растут” ввиду расширения рынка и роста спроса.